+375 44 789 69 21

Заказать звонок

Оставьте заявку и мы свяжемся с вами

Новости

09.01.2017

Итоги 2016: рынок digital-рекламы не прекращает расти

Такое направление, как digital, прогрессирует и быстро изменяется. Строить прогнозы на следующий год и безоговорочно

01.09.2015

IV HR-Конгресс состоится 25 сентября

  Миссия проведения HR-Конгресса – демонстрация перспективных инструментов, развитие возможностей менеджеров по персоналу, благодаря которым

Энциклопедия юного стартапера: кто и в какие проекты готов инвестировать в Беларуси

Александр Кнырович Бизнес-ангел, член сообщества «БАВИН»

Александр Кнырович
Бизнес-ангел, член сообщества «БАВИН»

«Когда финансы, нужные для последующего развития, стартапу не дает ни банк, ни фонды, ни какая-либо другая организация, на помощь приходят три группы потенциальных инвесторов. В английском для них есть специальная аббревиатура «3F»: Family, Friends, Fools. В последнюю категорию как раз попадают бизнес-ангелы, к которым я себя отношу.
 
Вложения в стартапы – это маленькие инвестиции, до 50.000 долларов. Именно такова моя планка. Если она превышена, то уже нельзя говорить о чистом бизнес-ангельстве, инвестициях в стартап. Я инвестирую в те вещи, которые сам могу понять. Например, есть сообщество бизнес-ангелов «БАВИН», в него вхожу я и еще 16 человек. С некоторыми из них мы сходимся во взглядах, с некоторыми – нет.

За 3 года в сообщество поступило порядка 1000 разнообразных проектов: иногда люди заявляют очень интересные инициативы, но имеющие отраслевую специфику, которую я никогда не пойму. Мне нужно будет нанимать эксперта, создавать отдельную компанию. Такие проекты вряд ли смогут получить инвестиции от меня, да и чаще им нужно больше, чем 50.000 долларов. Как пример, был проект по изготовлению каркасов для зубных протезов из определенного металла. У предпринимателя было небольшое производство, а он хотел поставить его на поток. Отличный проект, но вряд ли бы я проинвестировал его.
 

div01
 
5 проектов из 10 умирают
3-4 выходят на самоокупаемость.
 
div01

 
В IT-проектах чувствую себя дилетантом, но я способен рассчитать шансы путем анализа перспектив, поиска примеров аналогичных проектов в интернете. В этом плане я лучше чувствую офлайн-сегмент. И еще один критерий – я понял, что занимаюсь инвестициями, выполняя при этом социальную функцию. Я хочу, чтобы в Беларуси росло предпринимательство. Оно меняет общество. Как только человек начинает чувствовать ответственность за кого-то, кроме себя: за работников, за сегмент работы, который должен быть выполнен в определенный срок, – у него меняется менталитет.
 
За 3 года я инвестировал в 5-6 проектов с разной степенью успешности. Тут нужно понимать, что 5 проектов из 10 умирают, 3-4 выходят на самоокупаемость, и только один выстреливает. Прежде всего, инвестиции в стартап – инвестиции в людей. Всегда смотришь на человека и думаешь, под силу ли ему этот бизнес. Например, я инвестировал в производство сувенирного шоколада shocos.by, хостелы Traveller, также была инвестиция в виде займа для Postcards for Dream – открыток для посткроссинга. На данный момент у меня есть два IT-проекта. Первый – электронный учебник по математике для начальных классов, предполагающий обучение в игровой форме. Этот проект нацелен на западный рынок. Он представляет собой мобильное приложение для iPad, которое на днях должно быть выложено в App Store.
 
Второй проект аналогичного характера – экономическая игрушка Flyхsa. Ее мы тоже стараемся перенести на планшеты. В оба проекта размер инвестиций примерно одинаков.
 

div01
 
Беларусь — непаханное поле
с точки зрения потребительского рынка.
Очень мало брендов. 

 
div01

 
Я опасаюсь говорить про монетизацию, потому что в Беларуси нет рынка предприятий. В США предприятие сначала подхватывают бизнес-ангелы, затем – венчурные фонды, потом оно развивается до таких масштабов, что его покупает стратегический инвестор, либо оно выходит на IPO и продается на бирже. У нас есть только формальная биржа. EPAM – единственная компания с белорусскими корнями, вышедшая на нью-йоркскую биржу. Но она существует по американским законам.
 
В случае с офлайн-сегментом мы можем говорить не о монетизации, а об операционной эффективности, и то очень условно. Например, хостелы – прибыльное дело. Но тут все завязано на расположении, качестве обслуживания – уникальных вещах. Мы не можем гарантировать, что открыв хостел, он будет успешен. Сделать сеть из 10 удачно функционирующих хостелов, нам пока не доступно, и так будет продолжаться еще некоторое время. Монетизация начинается тогда, когда вы делаете массовый продукт. В случае с обучающей электронной книгой – если модель будет успешна с математикой, ее можно будет сделать и по другим предметам.
 
Некоторое время назад взрывной отраслью были облачные приложения, социальные сети. Беларусь ещё непаханое поле с точки зрения потребительского рынка – очень мало собственных брендов даже по сравнению с соседними странами. Все связывают с низким доходом населения, но эта ситуация не может не измениться. Как только делается продукт, ориентированный на человека, который живет здесь, он сразу становится конкурентоспособным и за 700 километров, например, в Москве.
 
«БАВИН» – единственная организация в поле бизнес-ангельства, и это мало для страны, в которой живет 10 миллионов человек. Спасибо Александру Патутину за то, что он активно поднял тему стартапов в Беларуси. Я думаю, что в ближайшие 10 лет этот тренд будет активно развиваться. Людей, которые готовы инвестировать, гораздо больше, чем кажется. Просто им нужно сказать, как это возможно делать, и они сразу захотят».
 

За интервью благодарим портал kukuorg


Связаться с нами

По вопросам проектов и сотрудничества

+375 44 789-69-21

project@bavin.by

Баклинов Андрей

Задайте вопрос